суббота, 31 мая 2014 г.

Cambodia: Phnom Penh

Я хочу в отпуск безумно и отчаянно. Ну или хотя бы сменить обстановку, однако для начала нужно просто выбраться из дома. Пока непредсказуемая погода сибирской весны капризничает, я просматриваю фотографии былых путешествий и греюсь черным чаем (единственным напитком, разрешенным в первый месяц грудного вскармливания, со школы его столько не пила). И вот пришла мне в голову мысль рассказать вам о том, как это было в Камбодже...

На самом деле в лайфджорнал я уже начинала описывать наше путешествие, но завершить описание как-то времени/возможности/желания не было.

Итак, приступим.
Страна: Королевство Камбоджа.
Население: кхмеры и понаехавшие.
Язык: кхмерский. Большая часть кхмеров прекрасно владеет английским... с азиатским акцентом, но понять с первого раза их все же проще, чем тайцев.
Валюта: риель, доллар США (купюры 1996 года и старше к оплате не принимаются – меняются только в банках или у кхмеров, с которыми вам удалось подружиться). Оплату в евро не принимают, так что покупайте перед отъездом сразу доллары. Необходимости искать обменники нет совершенно никакой: большинство цен иностранцам кхмеры называют в долларах.
Остальное найдете в википедии сами, поехали дальше...

Укрытый снежными сливками лес мелькнул где-то за крылом самолета и скрылся под облаками. Рейс Новосибирск – Гонконг нырнул в ночь. Путь предстоял не из простых: ночной перелет из Гонконга до Бангкока и оттуда – в Пномпень. Я занимала себя, как могла: писала, читала, в Гонконге купила британский «Vogue», почитала о всех разновидностях поп-арта, перелет от Бангкока до столицы Камбоджи занял всего час, посему его я провела за заполнением визовых документов.

В теории до Пномпеня можно добраться из Таиланда и наземным транспортом, но отнимает это больше времени, да и с оформлением виз могут возникнуть проблемы.
Понмпень встретил нас небольшим дождем и пробками по случаю азиатского саммита. В аэропорту нас ждали иммигрировавшие соотечественники. Они и заселили нас в недорогой гестхаус в центре города «с прекрасным видом на королевский дворец». После двадцати часов перелета мы не стали особо приглядываться: кинули сумки и пошли есть, а вот уже по возвращении поняли, на что подписались... Номера были грязными, с картонными стенами, застиранными простынями, сломанными кондиционерами и перебоями в электричестве. Ну уже позже мы узнали, что кратковременное вырубание света и работа на генераторах в Камбодже – норма. Ночью начался тропический ливень, и мы поняли, что крыша, в общем-то, не намного толще стен. Если б я первый раз была в Азии, я бы подумала, что нас обстреливают.  Собственно, этим начальное впечатление о стране было подпорчено. Однако, когда мы утром вышли из номера, перед нами, действительно, открылся восхитительный вид: сверкающие цветные крыши со шпилями окруженные сочной зеленью и сияющие после дождя улицы.

Проглотив круассан с латте (к слову, благодаря французам, камбоджийцы научились готовить отменные багеты и круассаны – это могу подтвердить даже я, а я вообще не поклонник выпечки), мы отправились в город. Благо, покататься по городу на тук-туке стоит всего 2-2,5 бакса. Но движение совершенно безумное, поэтому, если подумываете арендовать байк...даже не думайте.

Пномпень – город развивающийся. Возможно не так стремительно, как хотелось бы, но развивающийся. По площади достаточно большой, но несколько «размазанный».

Максимальная высота жилых домов 5 этажей, торговых центров – 8. Строится пара небоскребов, но выглядят они на фоне остального пока жалко. Увы, у нас в Пномпене был только один день, и потратили мы его как-то бестолково. В королевский дворец, располагавшийся в пяти шагах от гестхауса, мы не пошли, ибо на днях скончался правитель Камбоджи, и дворец ломился от паломников, а экраны на площади транслировали происходящее у гроба короля. Все это как-то отпугнуло нас от главной достопримечательности города, да и не на нее мы приехали смотреть в эту страну. Посему после завтрака мы рванули на шопинг. Ну как... «на шопинг» - в кавычках, потому что шопинг в Пномпене – это несколько крытых рынков и торговых центров, не сильно от этих рынков отличающихся.
Рынок номер раз: Russian Market. Название, видимо, идет из той части камбоджийского прошлого, в которой Советский союз оказывал им свою поддержку. С тех же пор старики-камбоджийцы неплохо говорят по-русски и прекрасно все понимают. Это душное помещение под крышей, стенами которого являются перегородки между лавками. На лавках навалены горы фейка одежды и обуви известных и без того не дорогих марок: от конверсов до GAP и ZARA. Между ними проскальзывают сувенирные лавки и одежа с закосом под этно – там я и прикупила себе пару легких брюк, ибо в путь с собой взяла только шорты, в которых в Ангкор не пустят (об Ангкоре позже и отдельно).
Рынок номер два: Yellow/Golden Market. Чуть более цивилизованное и организованное место торговли под бетонной конструкцией, выкрашенной в желтый цвет. Вещи на вид кажутся более качественными, чем на русском рынке, да и выбор больше. В центральной части множество прилавков с серебром и драгоценными камнями, чью драгоценность лично я ставлю под большое сомнение. Рядом с рынком есть торговый центр Lucky Market в несколько этажей: ассортимент примерно тот же, что и на улице, но в центре можно покушать в приличной пиццерии или ресторанчике, из окон которых открывается прекрасный вид на Пономпень.

На закате мы вернулись ко дворцу. Закаты, надо сказать, во всей Камбодже – удивительной красоты зрелище.

На следующий день нам предстоял отъезд в Сием Рип – город, рядом с которым располагается затерянный храмовый комплекс Ангкор. Мы заказали минибас на раннее утро, и, полагаю, это было нашей ошибкой: в Камбодже практически нет асфальтированных дорог, так что, если у вас слабый вестибулярный аппарат, езжайте лучше на такси. Оно дороже, но не придется пять часов вести задушевные разговоры с полиэтиленовым пакетом.
Вообще мой вывод: для Пномпеня одного дня явно мало: ты тычешься, как слепой котенок, не зная куда направиться, поэтому, собираясь в столицу Камбоджи, продумайте заранее маршрут, и тогда этот город откроется для вас в гораздо более ярких красках, чем он открылся нам.
Следующий пост будет, да, о Сием Рипе...